Переделать интерьер на свой вкус -
занятие недешевое. Но чего не сделаешь для души! Таких клиентов у нас -
больше половины. Одни хотят затянуть кожей кокпит БМВ-Z3, другие -
расцветить салон "Шевроле" в психоделическом стиле. Часто приходится
заменять одни кожаные вставки другими - под цвет кузова. Некоторым
нравится вышивка по коже. Особым шиком считается собственный вензель на
спинке или подголовнике. Кое-кого не устраивает качество материалов
даже тюнингового "Мерседеса". Только недавно закончили перетягивать его
потолок. Нет, не кожей, конечно, - искусственной замшей "алькантара".
Материал этот исключительно высокого качества, а по цене намного
превосходит натуральный. Нередко процесс "доводки" салона совмещают с
установкой дополнительного оборудования - динамиков, усилителей,
телевизоров и т. д. Полет мысли клиента контролирует наш дизайнер. С
профессионалом - оно надежнее.
Меньшая часть приезжает по
необходимости. Это, как правило, свежеиспеченные владельцы подержанных
"мерседес-бенцев", "ауди" или БМВ. Ведь продавцы основное внимание
уделяют кузову. Плоды их усилий радуют глаз не один год.
"Восстановленный" лишь с помощью автокосметики салон сдается гораздо
раньше. Перетяжка кожей долговечна и соответствует статусу автомобиля.
Редкие гости - владельцы отечественных машин. Они чаще всего обтягивают
кожей обод руля (чтобы не скользил) и ручку рычага КП (чтобы в одном
стиле). Думаю, выбор оправдан: куда лучше жутких оплеток и не дороже
настоящих "драйверских" перчаток.
РУЧНАЯ РАБОТА
Никаких лекал и трафаретов у нас нет. Оболочку для каждого элемента
кроим и подгоняем индивидуально. Взять, например, руль. Портновским
сантиметром измеряем длину окружности баранки и ее обода, а также
ширину спиц. Выкройку делаем сразу на коже - богатый опыт избавляет от
возни с миллиметровкой. В сложном случае можно подстраховаться, дав
припуски побольше. А вот чтобы обеспечить натяг, пару сантиметров порой
надо убавить. Скажем, если длина образующей руля 120 мм, кольцо шьем
117-118. Остается подогнать оболочку по месту и вручную закрепить
особой строчкой по всему ободу. Клей мы не используем - прилипая,
"кожура" неравномерно натягивается. Не рекомендуем также подкладывать
поролон. Руль получается пухлым и приятным на ощупь, но, увы, быстро
обминается и теряет вид.
Если же основа выкрошилась и
покрылась оспинами, лучше применить эластичную шпатлевку. Качество
работы во многом зависит от кожи. Здесь она, разумеется, специальная.
Ведь многострадальное покрытие трут (нередко влажными и не очень
чистыми руками), морозят, нагревают на солнце. Поэтому для пущей
стойкости автокожа прокрашена насквозь и покрыта полиуретаном. В таком
виде воздух она почти не пропускает. Для вентиляции проделывают
многочисленные мелкие дырочки - перфорацию. Эти "дышащие" вставки часто
встраивают в оболочку рулевого колеса в зоне хвата.
"Заодно"
порой приходится обшивать и подушки безопасности. Просто взять и сунуть
важную систему в кожаный мешок нельзя. Кожа ведь довольно толстая
(1-1,5 мм) и прочная - эйрбэг может не раскрыться. Вот и делаем
диагональные ослабляющие надрезы изнутри, а на шов пускаем тонкие
хлопчатобумажные нитки.
Иногда просят отреставрировать
отработавшую подушку. Мотив ясен: покупать новую дорого, облицевать
старую - дешево (относительно, конечно) и престижно. Порванную оболочку
восстанавливаем с помощью металлической сетки и термоклея. Дальше в ход
идет эластичная шпатлевка. Потом - по описанной выше технологии.
Получается прочная и податливая вставка. Почти заводская, только без
спасительной начинки - так называемый нулевой вариант. Безопасность?
Ну, во-первых, эйрбэг не всегда ставят даже на новые машины. Во-вторых,
наш вариант явно лучше "литовского", когда вместо эластичного
наполнителя в ступицу засовывают дубовое полено.
МЯГКОЕ МЕСТО
Переделка салона включает, как правило, замену обивки сидений,
подголовников, подлокотников и изготовление дверных вставок. Выкройки
не нужны и здесь: лекалом служит снятая оболочка. Правда, иногда в
угоду стилю приходится изменять крой компонентов. Ведь многие не прочь
выделить формой или цветом тот или иной элемент. Кроме того, в
некоторых местах необходима перфорация. В движении начинка сиденья
"дышит" и, прогоняя сквозь отверстия поток воздуха, вентилирует зону
контакта с телом.
А вот серьезно изменять форму кресел мы
беремся неохотно. "На коленке" выходит хоть и хорошо, но очень
трудоемко. А закупать специальную оснастку при штучных заказах
нерентабельно.
Несмотря на кажущуюся простоту, много сил и
времени отнимает декорирование обивки дверей. Хорошо, если конструкцией
предусмотрена съемная виниловая вставка: затянул - и порядок. Если нет,
мастеру приходится воспроизводить в коже весь, порой весьма
замысловатый рельеф дверной панели.
Но ничто, пожалуй, не
сравнится в сложности с отделкой передней панели. На машине хорошо не
получится. Предварительно "торпедо" надо снять. Даже опытный арматурщик
порой трудится над этим весь день. Дольше всего провозились с редким,
чуть ли не единственным заказом на... "Самару". При разборке хлипкие
пистоны, "уши" и другие элементы крепления приказали долго жить.
Пришлось переквалифицироваться в слесарей и сделать все заново, как
следует. При обтяжке - свои тонкости. Шов, например, не должен
выступать над поверхностью. На специальной спилочной машине кожа в этой
зоне подрезаеться в глубину, делается тоньше. Шьем, затем место стыка
мажем клеем и "расклепываем" молотком. Получается гладко и красиво.