История Mercedes-BenzMercedes-Benz (по-русски произносится Мерседе́с-Бенц, по-немецки произносится Мерце́дес-Бенц) —
марка немецких автомобилей, а также название компании,
специализирующейся на выпуске легковых и грузовых автомобилей,
автобусов. На данный момент является дочерней компанией концерна
«Даймлер-Бенц». Штаб-квартира находится в Штутгарте. Образована в 1871 году. В 2008 году бренд оценивается в 25,6 млрд долларов, поднявшись с третьего места (позиция 2007 года) на второе (первое по-прежнему принадлежит Toyota).
История немецкой компании Daimler-Motoren-Gesellschaft («Даймлер-Моторен-Гезелльшафт»), выпускавшей автомобили Mercedes («Мерседес»), исчисляется с ноября 1890 года. Её основал Готтлиб Даймлер (нем. Gottlieb Daimler) совместно с Максом Дуттенхофером (нем. Max Duttenhofer) и Вильгельмом Лоренцом (нем. Wilhelm Lorenz) в Бад Каннштатте (нем. Kannstatt) близ Штутгарта на базе своей мастерской, где в 1885—1886 годах он построил, считающийся первым в мире, 4-колёсный автомобиль с бензиновым мотором.
В 1898 году Вильгельм Майбах, принимавший активное участие в создании первых машин Даймлера, построил автомобиль Daimler-Phöenix с 4-цилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., который развивал скорость до 24 км/ч. В то время заметное влияние оказывал Эмиль Еллинек, глава представительства Daimler во Франции и консул Австро-Венгерской империи в Ницце, по его предложению был создан более мощный двигатель, который назвали Daimler-Mercedes. Еллинеку удалось убедить Майбаха создать новую машину, которая была готова в 1901 году. По предложению Еллинека, автомобиль назвали именем его дочери Мерседес.Торговой маркой автомобилей, выпускавшихся немецкой компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft, имя Mercedes стало с 1902 года.
Первый Mercedes 35Р5
с 4-цилиндровым мотором рабочим объёмом 5913 куб.см имел классическое
расположение агрегатов (спереди двигатель, задние ведущие колёса) и
обладал внешностью, которую также стали называть классической. Он стал
основой для разработки всех последующих моделей, выпускавшихся с 1902 года под маркой Mercedes Simplex
(«Мерседес-Симплекс»). К наиболее известным представителям этой серии
относятся модели 40/45PS и 60PS с двигателями в 6785 и 9235 куб.см,
причём последняя из них развивала скорость до 90 км/ч.
В последующие годы Daimler выпускала целую гамму легковых
«мерседесов» с моторами рабочим объёмом от 1568 до 9575 куб.см, включая
роскошные модели с полностью закрытыми кузовами Некоторые из них
оснащались бесклапанными двигателями Knight («Рыцарь») с золотниковым распределением, Mercedes-Knight с двигателем в 4055 куб.см оставался в производстве до 1924 года. Гоночные «мерседесы» побеждали на многих международных соревнованиях, проводившихся до Первой мировой войны.
Среди первых послевоенных автомобилей была модель 28/95PS с 6-цилиндровым мотором в 7250 см3, на которой Пауль Даймлер в 1921—1922 годах экспериментировал с объёмным нагнетателем (компрессором), приводимым от коленчатого вала и повышавшим мощность двигателя примерно в 1,5 раза.
Эти работы в 1923 году продолжил новый главный инженер Фердинанд Порше.
В том же году началось производство первых машин с 4-цилиндровыми
двигателями рабочим объёмом 1568 и 2614 куб.см, оснащённых
нагнетателями, а с 1924 года стала выпускаться более известная серия 24/100/140 PS с 6-цилиндровым мотором в 6240 см3 мощностью 100—140 л.с.
Помимо автомобилей, компания производила судовые и авиационные двигатели, что дало повод в 1909 году принять в качестве логотипа трёхлучевую звезду — символ успехов марки на суше, воде и в воздухе. В 1926 году произошло слияние фирм Daimler-Motoren-Gesellschaft и Benz & Cie («Бенц»), и звезда была вписана в кольцо с лавровым венком (дань прошлым победам машин Benz на гонках). В таком виде эмблема нередко используется и поныне.
После слияния в 1926 году
фирм Daimler и Benz новый концерн Daimler-Benz смог эффективно
использовать опыт и знания конструкторов обеих компаний, во главе
которых встал Фердинанд Порше. Он полностью обновил производственную
программу, взяв за основу последние модели Daimler, выпускавшиеся
теперь под маркой Mercedes-Benz. Первой новой разработкой Порше в 1926
году стала «компрессорная» серия К, включавшая модель 24/110/160 PS с
6-цилиндровым мотором объёмом 6240 куб.см. За большую мощность и
скорость (до 145 км/ч) её прозвали «смертельной ловушкой», Она стала
базовой для более известной серии S, состоявшей из моделей S.
В 1928 году Порше покинул Daimler-Benz, и его место занял Ганс Нибель (Hans Nibel). Под его руководством выпустили легковые Mannheim-370 («Маннхайм-370») с 6-цилиндровым мотором рабочим объёмом 3,7 л и Nurburg-500 («Нюрбург-500») с 8-цилиндровым 4,9-литровым агрегатом, базировавшиеся на последних моделях Порше.
В 1930 году появился Grosser Mercedes («Большой Мерседес»), или Mercedes-Benz 770 с 8-цилиндровым 200-сильным мотором объёмом 7655 см3 с нагнетателем, В 1931 году фирма дебютировала в секторе малолитражных автомобилей, где её представлял весьма удачный Mercedes 170 с 6-цилиндровым мотором 1692 куб.см, с независимой подвеской передних колёс.
В 1933 году появились легковой Mercedes 200 и спортивный Mercedes 380 с 2,0- и 3,8-литровыми моторами, последний из них развивал 140 л.с. с нагнетателем. На базе спортивной модели в 1934 году создали Mercedes 500K с 5-литровым двигателем, ставший через 2 года основой для более известного большого «компрессорного» автомобиля Mercedes-Benz 540K. В 1934—1936 годах фирма выпустила лёгкий Mercedes 130
с 4-цилиндровым 26-сильным двигателем заднего расположения рабочим
объёмом всего 1308 куб.см, за которым последовали родстер 150 и седан
170H.
Под техническим руководством главного конструктора Макса Зайлера (Max Sailer), сменившего Нибеля в 1935 году,
были созданы популярная недорогая модель 170V с 4-цилиндровым мотором
объёмом 1697 см3, первый в мире серийный легковой автомобиль с
дизельным двигателем 260D (1936 год), а также новый «Большой» Mercedes-770 (1938 год) с рамой из балок овального сечения и задней пружинной подвеской, служивший нацистским лидерам.
Mercedes-Benz в период Второй Мировой войны
Во время войны Daimler-Benz выпускала как грузовики, так и легковые автомобили разных классов. Однако, двух-недельная воздушная бомбардировка
Англо-Американскими ВВС в сентябре 1944-го года превратили Daimler-Benz
Aktiengesellschaft в груду руин. Разрушение крупного концерна
оценивались по разному, главный цех в Штутгарде был разрушен на 70%,
двигательный и кузовный цеха в Зинделфингене — 85%, цех грузовиков в
Гаггенау был полностью уничтожен. Бывшей фабрики Benz und Cie в
Маннгейме повезло больше всех, всего 20% разрушения, а завод дизельных
двигателей Berlin-Marienfeld, купленный Daimler'ом в 1902, полностью
сравнен с землёй. Когда оценки разрушения были готовы к январю 1945-го
года, совет директоров постановил, что Daimler-Benz физически больше не существует [3]
Новое начало
На послевоенное восстановление разрушенных заводов потребовалось
время, поэтому автомобильное производство было начато только в июне 1946 году. Для разработке новых автомобилей не было ни технической базы, ни средств, поэтому первым послевоенным автомобилем стал седан W136
— «170V». Хотя конструкция была разработана еще в середине 1930-х
годов, малолитражный автомобиль с мотором в всего 38 лошадиных сил,
стал началом новой истории марки. Уже с мая 1949-го года была проведена
крупная модернизация. Двигатель был увеличен 70 см³, (до 52 л.с.;
модель «170S»), появились варианты в кузовах кабриолета и универсала
(т.н. кабриолеты «А» и «B») и главное, модели с дизельными двигателями
«170D».
К началу 1950-х Daimler имел крупные амбиции будущих автомобилей,
однако запуск нового поколения автомобилей требовало дальнейшего
развития производственной базы, поэтому в начале 1950-х, несмотря на
появления новой роскошной серии «300» (см. ниже), продолжался выпуск
моделей с морально устаревшей конструкцией. Однако, продолжалось
постоянная модернизация и запуск новых моделей. Так в январе 1952-го
года появилась модель с увеличенным кузовом которое получило номер W191.
Но еще до этого в марте 1951-го, на машину поставили вместо 4-х
цилиндрового, шести-цилиндровый двигатель с мощностью 80 л.с. Вмести с
новым внешним дизайном (например расположение передних фонарей в
крылья) автомобиль W187
получил новое имя «220» и занял средний сегмент между «170»-ми и
«300»-ми, и предлагался в трех кузовах (седан и кабриолеты «А» и «B»).
Всего за девять лет (выпуск завершился в сентябре 1955-го) было
построено соответственно 151042 и 18514 автомобилей «170» и «220».
Благодаря этим автомобилям, Mercedes-Benz, смог создать прочный
фундамент на которым компания станет ведущим автомобильным
производителем в Западной Европе.
Аденауэры
После успешного восстановления заводов и производства своих
малолитражных автомобилей, к концу 1940-х Mercedes-Benz вновь приступил
восстановлению своего довоенного бренда — как производитель роскошных
автомобилей. Учитывая современные прорывы в моде автомобилестроения, в
ноябре 1951-го года на Парижском автосалоне появился новый
представительский лимузин W186
«300». Автомобиль, хоть и был построен в классической компоновке
(отдельная рама и кузов), и оснащался мощным 6-цилиндровым мотором в
2996 см³ с верхним распределительным валом.
Машина производилась в двух кузовах — седан и четырех-дверный
кабриолет «D», и имела огромных успех среди крупных бизнесменнов,
знаменитостей и политиков. Именно последния категория и дала автомобилю
неофициальное название, в честь первого федерального канцелера ФРГ, Кондрада Аденауэра,
который имел личный автомобиль и высоко его оценил. Т.к. сборка
автомобиля проводилась вручную, интерьеры делались под покупателей, и
оснащались радио, телефоном, и многими другими новшествами.
Ручная сборка автомобилей позволила, провести неприрывные
модернизации, так в конце 1954-го появилась серия W186 «300b», которая
получила новые тормозные барабаны и передние форточки, год спустя ее
заменила «300с» оснащенная автоматической коробкой передач фирмы
Borg-Warner. Но самое крупное развитие случилось в середине 1950-х при
изобретение системы впрыска топлива фиромй Bosch. Ими была оснащена
серия W188 «300Sc» c конца 1955-го года.
В январе 1952-го года, появилась еще одна серия представительского класа W188
— «300S», которая выпускалась как купе, кабриолет «А» и двух-местный
родстер. Помощью троих карбюраторов Solex, степень сжатия двигателя
была увеличина до 7.8:1, и 150 л.с. разгоняли более легкие автомобили
до 180 км/ч. Если сборка больших аденауэров шла относительно медленно
(около тысячи в год, учитывая совокупные возможности заводов марки) то
средний выпуск автомобилей «300S» был около ста штук в год.
Однако, если спрос на крупные аденауэры продолжался, то выпуск
малосерийных «300S» стал непрактичным, после появление родстеров SL и
аналогичных двух-дверных понтонных моделей (см. ниже) в середине
1950-х, дальнейшая сборка устаревших автомобилей оказалась большим
бременем, поэтому в 1958-м году выпуск всех трех кузовов W188 был
прекращен после всего 760 автомобилей.
Что-же касается флагманских седанов и кабриолетов «D», то в августе
1957-м году, была проведена уже глубокая модернизация автомобиля,
который стал именоватся как W189
— «300d». Главное внешние отличие, было в хвостовой части кузова,
которая приобрела форму понтонного седана (см. ниже). Аналогично
измелиа форму и задния часть крыши с увеличенным хвостовым стеклом.
Боковое отстекление также получила очень удобную для летнего времени
вещь — возможность убрать центральную стойку. Чтобы успешно проникнуть
на рынок США, автомобили могли оснащатся кондиционерами и
гидро-усилителями руля, а их шины были покрашены в белый цвет. Под
капотом нового аденауэра — теперь стояла система впрыска топлива, и
мотор мог выработать 180 л.с. и разгонать тяжелый автомобиль до 165
км/ч .
Сборка Аденауэров прододжалась до марта 1962-го года, всего было
построено 8288 W186-х и 3142 W189. Благодаря этой серии, Mercedes-Benz
полностью восстановил свою довоенную репутацию как проиводитель
роскошных автомобилей.
Понтоны
В 1953-м году появляется целый ряд автомобилей с кузовом понтонного типа. Массовыми из них становятся модели 180 (W120) и похожее но более мощные 190 W191. А для высшего класса появляется увеличенный 219-й W105
в 1956-м году. На базе его создается кабриолет 220S W180 а в 1958-м
происходит техническая революция — в серийное производство идет
двигатели с высокоточной механической системой впрыска топлива фирмы
Robert Bosch.
Это позволило на модели 220SE повысить мощность 2,2-литрового
6-цилиндрового мотора со 106 до 115 л.с. (затем до 120 л.с.). С этого
времени и до 1994-го года в обозначении многих моделей Mercedes-Benz
стояла буква Е — Einspritzmotor (впрыск топлива).
В 1954 году Mercedes входит в мир спортивных автомобилей со знаменитым родстером 300SL (W198)
с дверями типа «крыло чайки», не имевшее аналогов во всём мире. А на
следующий год на базе 190-го W191 Понтона появляется компактный кабриолет R121
190SL с 4-цилиндровым двигателем в 1897 см³. Правда знаменитые двери
300SL пришлось заменить на стандартные в 1957-м году ввиду высокой
смертности в этих автомобилях. Но новый кабриолет также пользовался
огромным спросом.